Термин Неогеография получил широкое распространение после появления в 2005 году принципиально нового геопространственного сервиса Google Earth, радикально отличавшегося от прежних обычных и цифровых географических карт, глобусов и географических информационных систем (ГИС).
Новизна подхода, уже реализованного на практике в Google Earth, нуждалась в объяснении - тем более что новое качество было достигнуто без использования каких-либо новых, неизвестных доселе технологий. Для фиксации нового качества потребовался специальный термин - Неогеография, получивший широкую известность и признание среди специалистов после выхода в свет в конце 2006 года книги Эндрю Тёрнера "Введение в Неогеографию" (Introduction to Neogeography). История употребления термина "Неогеография" в иных значениях прослеживается вплоть до 1920-х годов.
Существенные признаки, отличающие неогеографические продукты, впервые выделены в российском определении Неогеографии [2007].
Неогеография
новое поколение средств и методов работы с геопространственной информацией, отличающееся от предыдущих (карт и ГИС) тремя основными признаками:
- использованием географических систем координат, а не картографических проекций;
- применением растрового, а не векторного представления географической информации в качестве основного;
- использованием открытых гипертекстовых форматов представления геоданных.
Принцип неогеографии предполагает отказ от условностей, неизбежных в картографическом методе работы с геопространственной информацией и ведущих к неустранимым аберрациям восприятия. Они обусловлены, в частности:
- проецированием всей полноты информации на какую-либо поверхность (карты, глобуса, и т.д.);
- отнесением исходной информации к ограниченному количеству условным категорий (слоёв) данных;
- принципиальным разделением топографических и географических продуктов.
Основой принципа неогеографии является переход к использованию нередуцированных наборов данных. Информация хранится уже не в виде проекции её на что бы то ни было, но в имеющей "физический" смысл геоцентрической системе координат, обеспечивающей полноту трёхмерного представления данных, всеракурсность, сочетание глобальности и детальности. Новый принцип, разумеется, не означает отказа от карт или от картографической информации вообще. И карты, и картографические продукты могут входить в новые информационные среды в качестве одного из их элементов.
Неогеография даёт пользователю возможность произвольным образом
выбирать ракурсы (и определяемую ими степень детальности) просмотра информации, плавно переходя при этом от одного ракурса к другому по мере необходимости. При этом становится возможным использовать в работе с данными ракурсы, невозможные и бессмысленные в рамках картографической парадигмы - например, ориентированные в противоположную поверхности Земли сторону.
При этом обеспечивается естественное и метрически точное представление трёхмерного пространства без его редукции к какой-либо поверхности. Пользователь продуктов и сервисов, в которых реализован принцип неогеографии - так называемых "геоинтерфейсов" - получает возможность оказаться "внутри" данных, а не только воспринимать их "снаружи", как в рамках картографического подхода.
Основным носителем информации в геоинтерфейсах выступают данные дистанционного зондирования - в частности, космические и аэроснимки и другие документально точные изображения, позволяющие формировать образ местности в очень широком диапазоне масштабов. Они служат при этом контекстом, с помощью которого пользователи могут создавать собственные, трёхмерные и четырёхмерные (динамические трёхмерные) модели событий, процессов и объектов.