Предисловие
Научная революция, связанная с переосмыслением фундаментальных принципов работы с информацией и осознанием того, что всё реальное обязательно имеет пространственно-временной аспект, естественным образом находит применение в системах управления, оставляя запутавшиеся в стереотипах культуры и сообщества за бортом общенаучного и цивилизационного прогресса. Поэтому естественен интерес власти - в том числе российской - к происходящему в географии, ибо неверные концепции развития, заложенные в эпохи научных революций, дорого обходятся потом странам и культурам.
Однако новое нужно иллюстрировать наглядными примерами. Группа "Неогеография" полагает, что изучение нового через парадоксы, неразрешимые в рамках одной научной парадигмы, позволяет лучше понять суть парадигмы новой, а тем самым воспроизвести и освоить радикально новое. Теперь революция произошла в управлении, и на фоне выявленных ею новых задач меркнут остальные.
Начнём с насекомых.
Профессор университета штата Аризона Стивен Пратт (Stephen Pratt) и его аспирант Такао Сасаки (Takao Sasaki) провели исследование методов принятия геопространственных решений типичными муравьями вида Temnophorax rugulatus, обитающими в скалистых расщелинах Юго-Запада США.
Уже проведенные ранее исследования показали, что сообщества муравьёв способны решать характерную ГИС-задачу - осуществлять комплексный многофакторный анализ предпочтительных мест обитания и правильно выбирать лучший из двух предложенных вариантов даже в том случае случае, если ни один муравей не посетил оба из них. Теперь была предпринята попытка экспериментально сравнить способность муравьёв к индивидуальному и коллективному принятию решений.
Эксперимент был поставлен в двух модификациях. В одной отдельным муравьям, в другой - их сообществам предложили задачи двух уровней сложности: выбор нового места обитания из двух и восьми возможных вариантов для каждой из модификаций эксперимента. Соответственно в первой проявлялась преимущественно способность отдельной особи к пространственному анализу, в другой - аналогичная способность всего коллектива особей как единого целого.
Потенциальные места обитания, созданные учёными искусственно, отличались друг от друга по разным признакам, используемым муравьями в качестве критериев определения пригодности: высоты входа в расщелину и её объёма, затемнённости, ряда других параметров. При этом в каждом из двух вариантов половина потенциальных объектов были непригодны для обитания.
Что показал эксперимент? Отдельные особи (одиночные муравьи) гораздо хуже справляются с ситуацией выбора "одного из восьми", нежели "одного из двух". Наоборот, коллектив особей одинаково хорошо справляется с ситуацией выбора и "одного из двух", и "одного из восьми". Соответственно, это означает, что механизм коллективного принятия решений работает с большей эффективностью, нежели индивидуальный.
Однако это - не всё.
Комментарий
Для нас важно и интересно, что муравьи эффективно принимают решения на основе многофакторного анализа геопространственной и семантической информации об объекте, на котором им самим побывать не удалось. Это означает, во-первых, что коллектив муравьёв имеет свой ГИС-сервер - среду или технологию сбора и хранения геопространственной информации. Во-вторых, у них имеется аналитическая ГИС-подсистема - нечто, позволяющее анализировать массивы геоданных по набору признаков. В-третьих, имеется действующая сетевая СППР - результаты анализа интерпретируются правильно и тут же преобразуются в комплекс мер, реализация которых и регистрируется учёными в эксперименте. В-четвёртых, система управления у муравьёв очевидно работает в режиме сетецентричности.
Сейчас нет оснований утверждать, что муравьиная СППР работает с большей эффективностью, нежели современная российская. Однако она отличается удивительной экономностью - система поддержки хранения ГИС-данных и коллективного принятия решений на основе их многофакторного анализа у муравьёв обходится без какого-либо программного или аппаратного обеспечения и сколь-нибудь широкополосных каналов обмена данными. Да и по объёму мозга муравьи существенно отстают от особей вида Homo Sapiens.
В мире же людей всё наоборот; инфраструктур пространственных данных и ГИС - всё больше, обмен данными - всё интенсивнее,тактические сетецентричные системы управления обходятся всё дороже, а с уровнем принимаемых решений дело обстоит по-прежнему худо.
Как же муравьям удаётся работать с геопространственной информацией и принимать верные решения без какого-либо ГИС-инструментария? Разъяснить парадокс мы попытаемся в цикле публикаций на портале "Неогеография".