Стратегической целью Программы повышения конкурентоспособности и продвижения в мировых образовательных рейтингах НИУ ИТМО будет достижение лидирующих позиций в мировой научно-образовательной элите за счет ведения передовых исследований и разработок в области конвергентных технологий (ИКТ, нано-, био-, когнитивных технологий). Для достижения требуемых показателей в Университете планируется реформа структуры управления: повышение информационной открытости, демократичности, эффективности. В рамках совершенствования учебного процесса будет увеличиваться число совместных образовательных программ с зарубежными вузами, для преподавания и ведения научной деятельности планируется привлекать ведущих иностранных специалистов. Дальнейшее развитие получит реализация в университете парадигм «естественного вхождения в языковую среду» (lifelong learning) и «обучение практикой» (learning by doing), новые технологии, в том числе, дистанционного обучения.
Планируется, что успешная реализация данной Программы НУИ ИТМО приведет к значительному увеличению доли иностранных студентов, усилению научного потенциала, повышению доходов от НИОКР и привлечению внебюджетных средств, росту цитируемости ученых ИТМО в ведущих зарубежных научных изданиях.
С 2009 года ИТМО является Национальным исследовательским университетом, реализует Программу развития, которая позволила Университету создать уникальную научную и инновационную инфраструктуру, проводить исследования и получать результаты мирового уровня. С 2009 по 2012 гг. численность студентов магистратуры увеличилась с 536 до 1529 человек, а объём финансирования НИОКР вырос с 255,5 млн. руб. до 857 млн. руб.
В соответствии с указом Президента России, к 2020 году не менее пяти российских университетов должны войти в первую сотню ведущих мировых университетов, согласно признанным мировым рейтингам университетов. Как отметил на пресс-конференции 10 июля заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, вхождение в мировые рейтинги «…это не самоцель, а индикатор, который позволяет сравнить себя с конкурентами, признак для внешней среды».