В калейдоскопе вычурных, но быссмысленных названий, доминирующих в отрасли сегодня, нет собственно терминов, подразумевающих чёткие определения, связанные с общим терминологическим контекстом. Нет в этих названиях и смысла — смысл появляется только вместе с определением. Эти названия носят в лучшем случае маркетинговый характер.
В то же время, без смыслов развитие отрасли невозможно. Действительно, необходимо вернуться к основам и заново переопределить базовые понятия, построив на их основе осмысленную концепцию.
Оба метода продолжат своё развитие, трансформируясь в соответствии с потребностями общества и быстро меняющимися технологическими реалиями. Но как? Какие текущие задачи стоят перед обеими методами? Как трансформируются привычное картографическое представление геоданных? Каким будет бытие картографии в неогеографическом контексте?
Данные и метаданные. Размышления
Валерий Хронусов
В последние 3-4 года система геоинформации медленно, но верно меняет свою структуру.
Что же происходит?
Роль первичных все больше начинают играть данные, основанные на технологиях дополнительной реальности - дистанционном зондировании и фотоматериалах. Чуть задерживаются, но также начинают собираться в систему радарные, лидарные данные и результаты съемки в диапазонах, отличных от видимых. Эта информация, не имеющая лингвистической природы, априорно одинаково воспринимается людьми независимо от языка.
Векторные данные, до недавнего времени игравшие роль основных носителей информации, становятся метаданными. Роль векторных данных - создать систему пояснений к базовым растрам. На этом уровне возникают объекты и названия, топологии, значения, условные обозначения, их характеризующие. Данные приобретают субъективный тематический характер, зависящий от языка, знания условных обозначений. Данные о границах и им подобные также являются метаданными, описывающими тот или иной объект. Вообще в итоге получаем картину, полностью согласующуюся с Кантовскими представлениями о пространстве (априорной данности, вне которой сознание не может существовать) и объекте (вещью в себе, любая информация о которой является внешней и описательной - метаданными).
Классические метаданные, традиционно выполняющие роль описания геоинформации, в скором времени интегрируются в векторные данные. Стандарты передачи данных, основанные на XML или JSON, хорошо поддерживают такую интеграцию. Интеграция всей метаинформации обеспечит сохранение и своевременную модификацию описательной информации при модификации данных, к которым она относится.
Кроме этого, такие характеристики новых стандартных форматов как сериализуемость (AJAX), наличие языков описания структуры (XSD), запросов (XPath), преобразований (XSLT) и средств реализации во всех современных языках, по мере переноса работы с геоинформацией в интернет, станут решающими преимуществами.
Отдельной категорией информации являются результаты съемки с помощью GPS. Данные являются векторными и становятся объектами (метаданными) в тот момент, когда мы даем им описание или связываем с другими данными. Вопрос классификации этой категории данных, на мой взгляд, остается открытым.
Комментарии группы «Неогеография»
Мы живём в эпоху Глобальной Локализации (Global Location Age), подчёркивают авторы проекта. Глобальная локализация предполагает локализацию в глобальной системе координат, а не только лишь в местном окружении. В нынешнюю эпоху на смену вопросу «Где я?» приходит совершенно иная его постановка: «Где я нахожусь относительно всего остального?».
В переводе на русский язык, новая эпоха подразумевает контекстность географической информации в качестве императивного условия.
Географическая информация всегда контекстна по своей природе; мало толку от информации о точке, в которой мы находимся, если отсутствует информация об окрестностях этой точки.
До поры до времени проблема контекстности маскировалась использованием карт и как носителей информации о контексте, и как средства для ориентирования относительно этого контекста. Но теперь обе функции разделились. С помощью одних систем (например, ГНСС), мы получаем информацию о местоположении в геоцентрическом пространстве с точностью уже лучше метра. Чтобы сполна использовать эту информацию, нам необходим контекст — актуальная, точная, информационно полная модель местности. В терминах картографии для этого нужна как минимум глобальная целостная топографическая карта масштаба около 1:1000.
Понятно, что такой карты не будет никогда, и быть не может. Роль носителей общегеографического и ситуационного контекста начинают выполнять совершенно новые среды — так называемые геоинтерфейсы, использующие радикально иные методы представления контекста.