Logo
Версия для печати

2010: Год Рубикона

Среда, 29 Декабрь 2010 04:45

http://www.neogeography.ru/ru/images/neogeography/rubicon_1.jpg

 

 

 

 

 

группа "Неогеография"

Важнейшим итогом уходящего 2010 года явилось завершение окончательной адаптации принципа Неогеографии и фундаментальных положений, из него вытекающих, в тех формах, в которых они и были сформулированы в России годы тому назад.

Группа "Неогеография" обозначает ситуацию, сложившуюся после признания новой парадигмы Международной картографической ассоциацией ICA, а также политическим, экспертным и военным руководством США, и предлагает переосмыслить текущие тенденции развития не только отрасли, но и всего человечества.

До Рубикона: Неогеография в России и в мире

Появившийся в июне 2005 года геоинтерфейс Google Earth (пять лет спустя им пользуется уже каждый десятый житель планеты) стал первым массовым сервисом, реализующим новый механизм работы с геопространственной информацией и обладающим поэтому принципиально новыми, недостижимыми в прежней, картографической, парадигме возможностями. Результатом осмысления случившегося стало понятие о Неогеографии.

Термин "Неогеография", обозначающий новый метод работы с геопространственной информацией, был введён в конце 2006 года Эндрю Тёрнером в книге "Введение в Неогеографию" (Introduction to Neogeography). Однако предложенная в работе формулировка сути Неогеографии лишь констатировала появление чего-то нового и характеризовала его по вторичным, косвенным признакам. Собственно определения - не было.

Впервые дефиниция метода как такового была дана в России в 2007 году. Фокус развития теоретических аспектов Неогеографии переместился в Россию - за рубежом, и в первую очередь в США, метод развивался на практическом уровне, ad hoc.

http://www.neogeography.ru/ru/images/conferences/Rubicon/icc2011_3.jpg

На главной странице сайта ICC2011 Неогеография и технологии пространства-времени упомянуты в числе предельных по актуальности направлений. Изображение: группа "Неогеография"

На базе первого и до сих пор единственного в мире определения Неогеографии удалось сформулировать характерные особенности нового подхода и его философию, показать новые возможности для управления и для восприятия мира в целом, обеспечиваемые им за счёт отхода от картографической парадигмы и перехода к работе с пространственным и временным аспектами данных произвольной природы.

Формальная адаптация и признание Неогеографии в России завершились в начале 2010 года. В США и за рубежом вообще единственным значимым результатом интеллектуального осмысления феномена Неогеографии в период до конца 2010 года стала разработка командующим космическими войсками ВВС США генералом Робертом Келером понятия о "Геоцентрическом ТВД". Теория самого метода как такового за рубежом отсутствовала - вплоть до конца 2010 года. К этому времени разрыв между теорией и практикой был осознан, и начал устраняться. Не без заимствований.

Это стало ясно, когда 2 ноября 2010 года директор агентства геопространственной разведки США NGA Летиция Лонг неожиданно заявила на GEOINT-симпозиуме о кардинальном переосмыслении и характера задач, стоящих перед её ведомством, и методов их достижения.


 

Перечень задач был расширен за счёт включения в него так называемой "human geography" (метафоры ситуационного контекста), а важнейшим изменением в методах работы стало требование перехода к работе с пространственным и временным аспектами данных произвольной природы - ключевой особенности неогеографического метода, сформулированной непосредственно в названии нашего портала "Неогеография".

Эстафету продолжила Международная картографическая ассоциация ICA (International Cartographic Association). На главной странице сайта юбилейной 25 конференции ICC и 15 Генеральной Ассамблеи ICA, которые пройдут в Париже, в Дворце Конгрессов, с 3 по 8 июля 2011 года, Неогеография была прямо указана как предельное по практической актуальности направление, а её важнейший аспект - пространственно-временной подход - был упомянут также в качестве важнейшего, но уже в теоретическом плане, направления развития отрасли.

http://www.neogeography.ru/ru/images/conferences/Rubicon/bah_webinar_1.jpg
9 декабря 2010 года. Тезис руководителя направления компании Booz Allen Hamilton на сетевом семинаре «A Paradigm Shift in Geospatial Intelligence?»

Ещё интереснее, что использованная при этом уникальная орфография термина, вероятно, прямо заимствована из названия новостной рассылки группы "Неогеография"

Затем настал черёд экспертов - GEOINT-сообщества США. 9 декабря Сьюзен Кэлвейт, руководитель направления компании Booz Allen Hamilton, на спецмероприятии для GEOINT-специалистов прямо и недвусмысленно заявила о принципиальном отходе от картографического метода как такового (the map is no longer our conceptual paradigm). Мнение это, разделявшееся всеми участниками, было согласовано заранее - само мероприятие носило название «A Paradigm Shift in Geospatial Intelligence?».

Тем самым можно констатировать, что зарубежное политическое, военное, экспертное и научное сообщества санкционировали адаптацию принципа Неогеографии и важнейших его положений.

Вероятная скорая утрата в этой связи лидерства России в области теории нового метода - понятна. Ясно, к каким последствиям для России это может привести - в данном случае речь идёт об инновации куда более глубокого, нежели технологический, плана.

После Рубикона

2010 год явился Рубиконом. Мир расстаётся с прежней парадигмой, сформировавшей облик современной цивилизации - в уходящем году состоялось окончательное, полное и безоговорочное, признание этого факта. Настал черёд делать выводы.

Что может дать Неогеография человечеству?

Картографический метод восприятия актуального географического пространства, зародившийся в глубочайшей древности, сыграл важную и решающую роль в формировании нынешнего облика цивилизации. Уже обнаружена неожиданно и поразительно точная и вполне современная по облику топографическая карта, созданная примерно 8200-8300 лет назад. Уже известны искусственные сооружения непонятного назначения и происхождения, создание которых очевидным образом требовало наличия и массового распространения в далёком прошлом рафинированных геодезических и картографических практик.

Можно допустить, что новые открытия не заставят себя ждать.

http://www.neogeography.ru/ru/images/conferences/Rubicon/timeline_500_563_1.jpg
Хронология теоретической разработки и адаптации принципа Неогеографии в России и за рубежом. Изображение: группа "Неогеография" 

Картографический метод представления пространства неизбежным образом сказывался и на восприятии этого пространства, то есть мира вообще, и на технологических и культурных практиках, и на характере мышления, отразившемся и в языке, и в культуре, и в развитии человечества.


Картографический метод неизбежно предполагает членение пространства по масштабному ряду - карты топографические и карты географические принципиально различны. Это неизбежно инспирировало формирование ярусной системы управления, появление "тактического" и "стратегического" уровней, структуризации общества - в том числе классовой.    

Карта неизбежно делит пространство границами на качественно различные области. И человечество оказалось разделено границами наяву.

Необходимость деления всего многообразия окружающего мира на дискретный набор категорий, вероятно, предваряла формирование инструмента мышления с помощью категорий вообще и в любом случае стимулировала его развитие.

Особый статус пространства и времени в восприятии мира был ясно акцентрирован Иммануилом Кантом. Роль метода, используемого при формализации пространства и времени, очевидна.

Теперь, с появлением Неогеографии, метод этот необратимо изменился.

Стал возможен синтез глобального ("географического") и детального ("топографического") восприятий обстановки. Тем самым разделение управления по ярусам на "стратегические" и "тактические", очевидным образом делающее невозможной свободную циркуляцию информации, внезапно стало анахронизмом. Новые системы управления обеспечивают единый для всех ярусов систем управления - и точный, и глобальный - образ обстановки. Собственно, это и послужило основой интеграции генералом Келером кибервойск, в которых выделение стратегического и тактического уровней очевидно невозможно, в структуру войск космических.

Реализовано не опосредованное картографическими и иными условностями восприятие мира - важнейшее условие реализации режима Ситуационной Осведомлённости.

Открылась перспектива локализации в пространстве и во времени самых быстро переменчивых процессов - в частности, социальных. Стало возможным не только включение этой локализованной информации в общую сумму информации, но и кардинальный пересмотр на этой основе основополагающих антропологических моделей. Опыт в высокоточном моделировании социальных процессов, накопленный группой "Неогеография" за последние семь лет, не оставляет в этом сомнений.

http://www.neogeography.ru/ru/images/conferences/Rubicon/geoint_symposium_1.jpg
2 ноября 2010 года. Тезис директора NGA Летиции Лонг на GEOINT-симпозиуме

 

Тезисы

Конкретизируем последствия свершившихся перемен в виде тезисов.

  1. Смена парадигмы в восприятии пространства и времени является куда более глубокой новацией, нежели инновации технологические - новацией общекультурной и научной. Научная революция (в терминах Томаса Куна) на сей раз произошла в самой фундаментальной области, определяющей характер бытия в мире вообще.
  2. Смена парадигмы не является абстрактным событием и непосредственно отражается в моментальной перестройке практик и технологий. Собственно, такая перестройка уже произошла - сейчас мы наблюдаем лишь её последствия.
  3. Важнейшим аспектом такой перестройки является переход от работы с так называемыми "геоданными" к работе с пространственным и временным аспектами данных любой природы. Это означает, например, что всевозможные "инфраструктуры пространственных данных" устарели в одночасье - теперь нужно решать радикально иные задачи. Нужно формировать среды для локализации какой угодно информации и в пространстве, и во времени, и для обработки такой информации.
  4. На смену оппозиции "стратегический - тактический" в системах управления пришла новая оппозиция: "общегеографический контекст - ситуационный контекст". Она уже реализуется на практическом уровне в США - в частности, в системе организационно-штатных преобразований, инициированных генералом Келером.
  5. Возможность исследования эволюции в пространстве и во времени высоко изменчивых процессов самой различной природы позволяет сформировать принципиально новые исследовательские программы. Их очевидной и предельно актуальной задачей становится выработка новой антропологической модели человека. 

Разумеется, этот перечень далёк от завершённости. Ситуация стремительно развивается, и Новый Год станет тому подтверждением.

© "Неогеография" 2007-