Logo
Версия для печати

X-37B: четвёртый полёт

Четверг, 21 Май 2015 11:12

20 мая 2015 года с космодрома на мысе Канаверал (США, штат Флорида) ракета-носитель Atlas V, оснащённая российским двигателем РД-180, вывела в космос автоматический многоразовый корабль военного назначения X-37B. Назначение аппарата даже пять лет спустя после его первого полёта по-прежнему скрыто мраком. 

За пять лет автоматический многоразовый космический корабль X-37 стал привычным и узнаваемым медийным "персонажем", и каждый его полёт щедро освещается в мировых средствах массовой информации. Регулярно до назойливости подчеркивается его безусловно военное назначение, высококачественными изображениями пестрит Интернет, выкладывается масса третьестепенных сведений. Однако знаем мы об X-37 и об его истинном назначении по-прежнему обескураживающе мало. Хотя пора бы.

Известно, что аппарат X-37 был создан корпорацией Boeing по заказу сначала NASA, позднее - Пентагона. В официальных источниках обычно указывается, что аппаратов было изготовлено два, и они летают поочерёдно. Первый полугодовой полёт (22 апреля - 3 декабря 2010 года, USA-212) X-37B №1 считается испытательным. Второй полёт шаттла и первый для аппарата X-37B №2 (5 марта 2011 года - 16 июня 2012 года, USA-226) длился уже больше года. Третий полёт ( X-37B №1, 11 декабря 2012 года - 17 октября 2014 года, USA-240) стал рекордным по длительности. Аппарат продемонстрировал высокую автономность - он находился в космосе почти два года. Спустя полгода, 20 мая 2015 года, вновь отправился в космос аппарат X-37B №2; полёту присвоен индекс USA-261. Возможно, X-37B в этом полёте будет испытывать ионный двигатель Холла для спутников связи AEHF, а также проведёт эксперименты в области материаловедения. А возможно, и нет - любая официально тиражируемая информация в отношении заведомо военного аппарата имеет неопределённый уровень достоверности.

Космические одиссеи интригующего аппарата постоянно отслеживались астрономами-любителями из известной всемирной сети Тэда Молжана (Ted Molczan). Им удалось узнать немало интересного. Во-первых, при прежних запусках аппаратов осуществлялся манёвр по рысканию, что позволяло выводить их на более высокоширотные орбиты, нежели позволял пусковой азимут; кроме того, аппараты активно маневрировали на орбите. Назначение этих манёвров непонятно, ибо обнаружение в космосе столь крупного космического корабля и определение его настоящей орбиты нынче проблемой не является даже для любителей, хотя и требует времени. Орбиты, на которые выводился X-37B, не являлись солнечно-синхронными, характерными для "классических" средств ДДЗ, и не обеспечивали возможность съёмки высокоширотных районов Земного шара. Но при этом поддерживалась кратность орбит, обеспечивавшая регулярное прохождение над одними и теми же участками местности. Это может являться признаком либо использования специфических средств дистанционного зондирования, либо средств активного воздействия на Землю из космоса. 

Неоднократно высказывалось мнение о том, что X-37B предназначен для размещения в космосе вооружений. По-видимому, это не так - решить эту задачу было бы гораздо проще с помощью классических, более дешёвых, гибких в применении и намного более экономичных средств выведения. Столь же несостоятельна гипотеза о шпионаже с помощью шаттла за какими-либо космическими аппаратами - овчинка выделки не стоит. Вряд ли специализированный шаттл потребовался бы и для экспериментов в области материаловедения - для этого имеются куда более дешёвые и удобные платформы, от обычных спутников до пилотируемой МКС, позволяющей осуществлять любые эксперименты с материалами и гибко контролировать их ход. Для возвращения на Землю полезной нагрузки шаттл, вообще говоря, также не нужен - проще, дешевле и удобнее осуществлять это с помощью классических и хорошо отработанных систем. Да и основной продукт, который поставляется на Землю из космоса - продукт нематериальный. Это информация. Технология её сбора с помощью автоматических спутников налажена настолько хорошо, что использование шаттлов не требуется.  

Единственное преимущество шаттла состоит в том, что перегрузки при возвращении полезной нагрузки оказываются значительно меньшими, нежели при спуске с малым аэродинамическим качеством или при баллистическом спуске. Это свойство полезно для пилотируемых космических кораблей, однако X-37B - аппарат автоматический. Объяснить необходимость создания многоразового корабля с высоким аэродинамическим качеством можно, предположив наличие у Пентагона средств дистанционного зондирования Земли, производящих информацию в таких объёмах, что её становится физически невозможно передавать на Землю по радиоканалу. Это могут быть активные системы - радары или лидары, с помощью которых удаётся восстанавливать модель местности с недостижимой для других методов точностью. Собираемая с их помощью информация носит контекстный и не оперативный характер и может доставляться на Землю на физических носителях - и в этом случае низкие перегрузки при посадке, характерные для шаттлов, оказываются как нельзя кстати. Надо отметить, что появление космических растровых лидаров до сих пор не анонсировано, хотя работы по созданию мощных волоконно-оптических лазеров космического базирования с приемлемыми для этой цели характеристиками ведутся давно и успешно.    

Впрочем, это лишь гипотеза. Возможны и иные, более экзотические объяснения - например, связанные с завершающейся разработкой в США концепции быстрого глобального упреждающего удара (Prompt Global Strike, PGS).

Характерным методом неогеографии является пространственно-временной метод, позволяющий узнать немало любопытного из анализа пространственно-временных корреляций. Новый шаттл Пентагона - не исключение. Начало применения аппаратов X-37B было синхронизировано с переходом к новой фазе глобальной дестабилизации, начало которой положила так называемая "арабская весна". Синхронизировано по времени - начало "арабской войны" датируется 18 декабря 2010 года, а первый X-37B доставил что-то на Землю как раз за две недели до этого, и по территории - в зону охвата аппарата входили как раз те территории Земного шара, где развернулись драматические события. Эти совпадения могут быть и случайными, но в любом случае неплохо помнить о них, пока загадка X-37B не будет разгадана окончательно. Зона дестабилизации продвигается на север Евразии, захватывая всё новые и новые территории. Случайно или нет, но наклонение орбит X-37B с каждым полётом возрастает, и в поле зрения его бортовой аппаратуры каждый раз попадают новые, более северные территории. Об этом тоже следует помнить.

© "Неогеография" 2007-